Описание:Период конца 19-ого начала 20-ого века – время сложное, богатое историческими событиями. В художественной жизни Москвы происходят такие же значительные изменения. Мастера художественной ковки, уставшие от переиначивания старых мотивов, начинают тяготеть к поиску новых форм, порожденных техническим прогрессом и новыми запросами общественности. Популярная в девятнадцатом веке эклектика становится антиподом новому стилю культа машин и современных материалов и мастера кузнечных дел полностью отказываются от старых подходов и форм. Снова становится востребованной тема классицизма и пристально рассматривается московский ампир. Причем история повторяется – в тридцатых годах 19-го века так же яро отказывались от классицизма, переходя к эклектике.
Переходя к примерам, можно отметить дом в Леонтьевском переулке, построенный в 18-ом веке, не раз был перестроен и переделан. Изначально его забор был построен из обожженного кирпича цельнотелого. Перестройка архитектором Машковым в 1908 году привела к тому, что ограда стала чугунной с яркими признаками классического стиля – строгие вертикальные стойки по центру рисунка, насыщенный орнамент верхней части с элементами растительного декора и плотная и строгая нижняя часть. Столбы выполнены сложным литьем со множеством архитектурных элементов на поверхности.
Так же стилизована решетка кованого забора (
http://www.sorokovka.ru/catalog/kovanye-zabory/) у памятника Гоголю (Бульварное кольцо, Гоголевский бульвар). В ней использованы элементы решеток, характерные для классицизма начала 19-ого века, то есть времен самого Гоголя – вертикальные строгие стойки из круглого прутка, накладные кованые венки и картуши, украшенный верхний пояс вставными декоративными элементами.
Ковка в Москве на стыке XIX-XX веков - новые технологии
Простые повторения элементов классицизма и ампира в век технической революции многим заказчикам казались недостаточными и в кованые изделия добавлялись новые, сложные элементы, иногда несочетаемые по стилю. Так получилось сочетание клиссических вертикальных стоек и встречных «волют» в народном стиле, на воротах дома №6 на Садово-Кудринской улице (в этом здании располагается музей Антона Павловича Чехова). Калитки, ворота и ограды получали обшитые железом панели с накладными полосами, отчего смотрелись массивно и тяжело и никак не соответствовали общепринятому на то время стилю ампира. Технология ковки в Москве на стыке веков (примеры на:
http://www.sorokovka.ru/) отличалась украшением классических решеток декоративными элементами из стали, чугуна, латуни. Иногда использовались и нестандартные, круглые или квадратные прутки. К примеру, для изготовления ворот в доме №6 музея Чехова для стоек использовали стандартные рельсы. Все соединения выполнялись на хомутах и клепках, хотя к тому времени сварочные технологии уже вовсю применялись на крупных заводах.
Таким образом, рассматривая этот период времени, можно резюмировать, что каноны классического стиля снова вошли в моду, но с добавлением элементов ампира по московскому образцу.
Салазанов Юрий.
Стоимость:0 0